
Коррозия – неизбежный спутник металлов, используемых, в различного вида сооружениях, эксплуатирующихся и в очень экстремальных условиях. Однако, того, чего избежать окончательно невозможно, вполне возможно отсрочить. Для того чтобы увеличить эксплуатационный ресурс металлических конструкций, необходимо соблюдать определённые правила. В процессе проектирования, инженер-конструктор должен уметь правильно ставить перед собой вопросы и, естественно, находить на них правильные ответы.
Прежде всего, зная назначение сооружаемой конструкции, настоящий профессионал учтёт фактор напряжения, испытываемый её элементами. Прочность самих деталей и креплений конструкции, влияют на степень подверженности коррозии. Скручивание, излом, ударная нагрузка, вибрации – все эти воздействия создают условия для материала изготовления сооружения, которые можно охарактеризовать пословицей: «Где тонко – там и рвётся». Соответственно, при разработке проекта необходимо соблюсти достаточный запас прочности, обеспечивающий снижение влияния обнаруженных нагрузок. Это возможно в случае применения металла, с соответствующими задаче свойствами и высоким качеством его производства.
Далее, совершенно необходимо рассчитать степень воздействия атмосферных условий на эксплуатацию сооружения. Предположим, эксплуатация подъёмного крана мостового типа, используемого в грузовом морском порту, будет сильно отличаться от эксплуатации башенного крана в сухом пустынном климате. И отличие это будет определяться, в том числе, и влажностью воздуха в локации использования конструкции. Такими же агрессивными для сохранности полезных свойств металла являются и осадки, и температурные колебания.
Во избежание острого агрессивного влияния окружающей среды на материал конструкции, необходимо произвести антикоррозийную обработку металла. Свойства антикоррозийных средств и мероприятий будут зависеть и от свойств металла, применяемого в конструкции. Содержание углерода в стали, примесей других металлов также определяют возможные средства защиты элементов конструкции. Предварительная абразивная зачистка деталей конструкции позволяет снять коррозирующие участки их поверхности, чтобы после дальнейшей обработки избежать глубинной коррозии.
Одним из условий успешной антикоррозионной обработки металлоконструкции способом покраски, является правильно проведённая грунтовка. На зачищенную и, требующую в определённых случаях обезжиривания, поверхность, наносится специальный грунт, обеспечивающий хорошую адгезию с краской и антикоррозионную защиту. Особенно тщательно требуется производить зачистку и грунтовку сварных швов, болтовых и клёпаных соединений, мест пазов, эксплуатационных отверстий. Покраска, порошковым методом или нанесением жидких лакокрасочных материалов, завершает процесс антикоррозионной обработки металлоконструкции, обеспечивая продолжительный срок её эксплуатации.
Существуют и другие методы обработки сооружений из металла. Например, оцинковка поверхности конструкционных элементов. Различные способы нанесения тонкого слоя цинка на железную поверхность деталей, обеспечивает создание защитного слоя, связывающего кислород.
Конструкция из металла, созданная с определённой целью и с использованием конкретной технологии, прослужит дольше, если её эксплуатация будет соответствовать этой цели. Глупо использовать армирующие конструкции железобетонного сооружения в качестве мостовой фермы. Несоответствие задач и возможностей сооружения приводит к быстрой коррозии и преждевременному его разрушению.